Вопросы и ответы

Амарнские панцири

В амарнских документах панцири упомянуты в качестве подарков от митаннийских владык фараонам, в том числе два комплекта конских доспехов — от царя Тушратты. Различные авторы трактуют этот термин по-разному: как панцирь, бармицу, забрало, шлем, но в основном сфера применения доспеха, обозначаемого этим словом, ограничивается (и в человеческих и в конских доспехах) областью шеи, затылка, верхней части груди.

Однако пока никто не попытался отождествить этот термин с какой-либо частью доспехов, представленных изобразительными или археологическими источниками. Тогда все стало бы на свои места, так как на египетских изображениях ламеллярных панцирей сиро-палестинского типа, только что рассмотренных, четко выделяется такая деталь, как высокий стоячий бронированный воротник, появившийся, судя по дате самых ранних из известных пластин, предназначенных для воротника (табл. LIV, 16), в XVIII—XVII вв. до н. э. в 1азе.

Это подтверждается и подробностями текстов из Нузы: всегда стабильным для «курпису» количеством пластин—190—200 штук, тогда как для панциря было необходимо около 700—1000 пластин, т. е. в 3,5—5 раз больше.

Для изготовления основы «курпису» применялись кожа и конский волос [Buchholz, е. а., 1977, с. 90]. Видимо, основа шилась из двух слоев кожи, между которыми набивался конский волос, а поверх нашивались пластины или готовый ламеллярный набор. Правда в этих же текстах из Нузы даны для «курпису» такие цифры, что они вызывают недоумение и сомнение в отождествлении «курпису» с воротником: так, для одного «курпису» идет 12 мин (около 6 кг) конского волоса, 7 козьих шкур для 3 «курпису», а вес всего «курпису» достигал 30 мин 40 шекелей (около 20 кг) [там же], что совершенно исключено для детали доспеха, великовато даже для всего доспеха. Несомненно, здесь речь идет о «курпису», защищавшем не человеческую шею, а конскую.

Как уже отмечалось, древнейшие остатки и изображения панцирного воротника связаны с палестинско-сирийским регионом XVIII—XV вв. до н. э., но древнейшие упоминания термина встречаются в документах из Мари (на северо-западе Месопотамии, рядом с Сирией) XIX—XVIII вв. до н. э. Однако обитатели северо-запада Месопотамии ни о чем подобном, т. е. сиро-палестинском панцире с воротником, в это время не знали. «Курпису» же в документах из Мари названы, притом в больших количествах — десятками [Salonen E., 1965, с. 101], но совершенно самостоятельно, без панцирей.

В двух местах рядом с данным термином стоит и слово U§, которое авторы Чикагского ассирийского словаря трактуют как «гениталии», а все выражение «курпису» как «чехол для гениталий» [там же, с. 103]. Е. Салонен справедливо, на наш взгляд, отмечает, что здесь предпочтительнее чтение Ботерро «„курпису обычного качества» [там же]. Вероятно, авторы Чикагского словаря при переводе исходили из стоящего в данном тексте классификатора GI, обозначающего камыш, тростник, на основании чего справедливо критикующий их Е. Салонен решил, что упомянутые в данном тексте «курпису» делались из камыша, тростника.

Возврат к списку

Амарнские панцири

В амарнских документах панцири упомянуты в качестве подарков от митаннийских владык фараонам, в том числе два комплекта конских доспехов — от царя Тушратты. Различные авторы трактуют этот термин по-разному: как панцирь, бармицу, забрало, шлем, но в основном сфера применения доспеха, обозначаемого этим словом, ограничивается (и в человеческих и в конских доспехах) областью шеи, затылка, верхней части груди.

Однако пока никто не попытался отождествить этот термин с какой-либо частью доспехов, представленных изобразительными или археологическими источниками. Тогда все стало бы на свои места, так как на египетских изображениях ламеллярных панцирей сиро-палестинского типа, только что рассмотренных, четко выделяется такая деталь, как высокий стоячий бронированный воротник, появившийся, судя по дате самых ранних из известных пластин, предназначенных для воротника (табл. LIV, 16), в XVIII—XVII вв. до н. э. в 1азе.

Это подтверждается и подробностями текстов из Нузы: всегда стабильным для «курпису» количеством пластин—190—200 штук, тогда как для панциря было необходимо около 700—1000 пластин, т. е. в 3,5—5 раз больше.

Для изготовления основы «курпису» применялись кожа и конский волос [Buchholz, е. а., 1977, с. 90]. Видимо, основа шилась из двух слоев кожи, между которыми набивался конский волос, а поверх нашивались пластины или готовый ламеллярный набор. Правда в этих же текстах из Нузы даны для «курпису» такие цифры, что они вызывают недоумение и сомнение в отождествлении «курпису» с воротником: так, для одного «курпису» идет 12 мин (около 6 кг) конского волоса, 7 козьих шкур для 3 «курпису», а вес всего «курпису» достигал 30 мин 40 шекелей (около 20 кг) [там же], что совершенно исключено для детали доспеха, великовато даже для всего доспеха. Несомненно, здесь речь идет о «курпису», защищавшем не человеческую шею, а конскую.

Как уже отмечалось, древнейшие остатки и изображения панцирного воротника связаны с палестинско-сирийским регионом XVIII—XV вв. до н. э., но древнейшие упоминания термина встречаются в документах из Мари (на северо-западе Месопотамии, рядом с Сирией) XIX—XVIII вв. до н. э. Однако обитатели северо-запада Месопотамии ни о чем подобном, т. е. сиро-палестинском панцире с воротником, в это время не знали. «Курпису» же в документах из Мари названы, притом в больших количествах — десятками [Salonen E., 1965, с. 101], но совершенно самостоятельно, без панцирей.

В двух местах рядом с данным термином стоит и слово U§, которое авторы Чикагского ассирийского словаря трактуют как «гениталии», а все выражение «курпису» как «чехол для гениталий» [там же, с. 103]. Е. Салонен справедливо, на наш взгляд, отмечает, что здесь предпочтительнее чтение Ботерро «„курпису обычного качества» [там же]. Вероятно, авторы Чикагского словаря при переводе исходили из стоящего в данном тексте классификатора GI, обозначающего камыш, тростник, на основании чего справедливо критикующий их Е. Салонен решил, что упомянутые в данном тексте «курпису» делались из камыша, тростника.

Возврат к списку



Екатеринбург, Космонавтов, дом 11г, компания "Арбалетлэнд". тел.: (343) 219-21-68   Карта сайта