Знания

Арбалет представляет собой метательное оружие дальней дистанции, состоящее из лука, укрепленного на ложе, что позволяло вести более точную стрельбу, отличаясь от лука по способу прицеливания принципиально. Ведь арбалет благодаря наличию ложи, а также фиксации натянутой тетивы, давал возможность спокойно, не тратя усилий на ее удерживание, совершить оптическое прицеливание, что обеспечивало меткость стрельбы без значительного периода обучения.

На древнем Востоке арбалет употреблялся только на территории Китая. Он был изобретен около середины I тысячелетия до н. э. в землях изначально нехуаского царства Чу, к югу от центрального течения р. Янцзы. С этого времени он очень быстро распространяется по Китаю.

Отказ от использования защитного вооружения

Литература древнего Востока дает любопытный пример сознательного отказа от использования в бою защитного вооружения, причем не просто в бою, а в ответственнейшем поединке с противником, буквально закованным в доспехи: это известная библейская история с Давидом и Голиафом (I Книга царств 17). Правда, библейский текст весьма рационально объясняет этот факт: юному пастушку было неудобно в тяжелом металлическом снаряжении, к которому он не привык и которое он надел впервые, примеряя по приказу царя Саула перед поединком.

Если и дальше распространить рационализм истолкования этого факта, можно сказать, что доспех Давиду, если он собирался действовать пращой, т. е. на расстоянии, был бы вообще не нужен и только стеснял его подвижность, помешал бы убежать в случае неудачи и т. п. Все это действительно так, но не совсем. Во-первых, доспех, который примерял Давид (кстати, обладавший, судя по тому же тексту, чрезвычайной силой: он голыми руками душил львов), был скорее ламеллярным (см. ниже), т. е. не слишком тяжелым и, главное, исключительно эластичным, совершенно не стесняющим движений рук и торса, и надевание его даже в первый раз не должно было вызывать отрицательных эмоций (мы убедились в этом на собственном опыте, экспериментируя с ламеллярным тибетским панцирем).

Во-вторых, судя по тексту, Давид действовал отнюдь не на расстоянии, а подошел почти вплотную к противнику, и праща его была совсем не обычной мягкой петлей, а несколько иным приспособлением (см. выше, в разделе о пращах). Таким образом, остаются две причины отказа от доспеха: боязнь, что он помешает убежать в случае неудачи, и введение противника в заблуждение своей беззащитностью.

На наш взгляд, все же момент жертвенности присутствует здесь весьма явно, хотя он и тщательно завуалирован разъяснением. Красота и молодость Давида, то, что он был младший сын в семье, наводят на сравнение с Исааком, которого Авраам по искушению божьему чуть было не принес в жертву (Бытие 22). И если данный сюжет давно уже трактуется как аллегорическое отражение отказа от практики человеческих жертвоприношений, особенно младших сыновей, а это было весьма распространено у западных семитов [ИДМ, 1982, с. 236], то и история с Давидом, видимо, отразила пережиточную форму жертвоприношения в виде самопожертвования, причем сущность события, как уже отмечено, тщательно завуалирована «рациональным» объяснением.

Наряду с высокой идеологической значимостью отказа от применения доспеха не меньшей значимостью в данном аспекте обладало и само защитное вооружение, что неудивительно, так как оно обеспечивало жизнь, безопасность в бою и в конечном счете победу со всеми вытекающими благоприятными последствиями.

Рассмотрение элементов доспеха лучше начать с наиболее развитой и сложной его категории — панциря.

Возврат к списку

Отказ от использования защитного вооружения

Литература древнего Востока дает любопытный пример сознательного отказа от использования в бою защитного вооружения, причем не просто в бою, а в ответственнейшем поединке с противником, буквально закованным в доспехи: это известная библейская история с Давидом и Голиафом (I Книга царств 17). Правда, библейский текст весьма рационально объясняет этот факт: юному пастушку было неудобно в тяжелом металлическом снаряжении, к которому он не привык и которое он надел впервые, примеряя по приказу царя Саула перед поединком.

Если и дальше распространить рационализм истолкования этого факта, можно сказать, что доспех Давиду, если он собирался действовать пращой, т. е. на расстоянии, был бы вообще не нужен и только стеснял его подвижность, помешал бы убежать в случае неудачи и т. п. Все это действительно так, но не совсем. Во-первых, доспех, который примерял Давид (кстати, обладавший, судя по тому же тексту, чрезвычайной силой: он голыми руками душил львов), был скорее ламеллярным (см. ниже), т. е. не слишком тяжелым и, главное, исключительно эластичным, совершенно не стесняющим движений рук и торса, и надевание его даже в первый раз не должно было вызывать отрицательных эмоций (мы убедились в этом на собственном опыте, экспериментируя с ламеллярным тибетским панцирем).

Во-вторых, судя по тексту, Давид действовал отнюдь не на расстоянии, а подошел почти вплотную к противнику, и праща его была совсем не обычной мягкой петлей, а несколько иным приспособлением (см. выше, в разделе о пращах). Таким образом, остаются две причины отказа от доспеха: боязнь, что он помешает убежать в случае неудачи, и введение противника в заблуждение своей беззащитностью.

На наш взгляд, все же момент жертвенности присутствует здесь весьма явно, хотя он и тщательно завуалирован разъяснением. Красота и молодость Давида, то, что он был младший сын в семье, наводят на сравнение с Исааком, которого Авраам по искушению божьему чуть было не принес в жертву (Бытие 22). И если данный сюжет давно уже трактуется как аллегорическое отражение отказа от практики человеческих жертвоприношений, особенно младших сыновей, а это было весьма распространено у западных семитов [ИДМ, 1982, с. 236], то и история с Давидом, видимо, отразила пережиточную форму жертвоприношения в виде самопожертвования, причем сущность события, как уже отмечено, тщательно завуалирована «рациональным» объяснением.

Наряду с высокой идеологической значимостью отказа от применения доспеха не меньшей значимостью в данном аспекте обладало и само защитное вооружение, что неудивительно, так как оно обеспечивало жизнь, безопасность в бою и в конечном счете победу со всеми вытекающими благоприятными последствиями.

Рассмотрение элементов доспеха лучше начать с наиболее развитой и сложной его категории — панциря.

Возврат к списку


Екатеринбург, Космонавтов, дом 11г, компания "Арбалетлэнд". тел.: (343) 219-21-68   Карта сайта