Знания

Арбалет представляет собой метательное оружие дальней дистанции, состоящее из лука, укрепленного на ложе, что позволяло вести более точную стрельбу, отличаясь от лука по способу прицеливания принципиально. Ведь арбалет благодаря наличию ложи, а также фиксации натянутой тетивы, давал возможность спокойно, не тратя усилий на ее удерживание, совершить оптическое прицеливание, что обеспечивало меткость стрельбы без значительного периода обучения.

На древнем Востоке арбалет употреблялся только на территории Китая. Он был изобретен около середины I тысячелетия до н. э. в землях изначально нехуаского царства Чу, к югу от центрального течения р. Янцзы. С этого времени он очень быстро распространяется по Китаю.

Комплекс защитного вооружения

К комплексу защитного вооружения, другими словами — к доспеху, относятся панцири, защитные детали, не составляющие единое целое с панцирем и носимые отдельно,— пекторали, поножи, наручи, пояса, набедренники, набрюшники, шлемы, щиты. Полный набор видов оборонительного вооружения встречается далеко не везде и не всегда; еще более редко воин применял в бою весь комплекс доспехов.

Известны также случаи принципиального отказа от использования имеющихся доспехов в бою, обнажения наиболее уязвимой части или всего тела. Так, галлы, бросаясь в атаку, раздевались донага (правда, при этом они пользовались щитами, шлемами и, скорее всего, оставляли на себе портупейные, нередко металлические, пояса с ножнами мечей) [Connolly, 1978, с. 51; Warry, 1980, с. 165].

На архаической греческой и италийской вазописи и пластике можно увидеть ряды тяжеловооруженных гоплитов, чьи рубахи спереди приподняты и обнажены фаллосы [Boardman, 1974, рис. 57; 62, 2; 67; 98; Stary, 1981, табл. 1; 2, 2; 10, 1, 35; 11, 2; 23, 2; 24, 2; 58, 1; 60, 2—4].

Наконец, скандинавские «боевые безумцы» эпохи викингов — знаменитые бьерсеркеры шли в бой только в рубахе, никогда не одевая кольчугу, но при этом пользовались щитом (обязательно, так как наступление состояния боевого безумия начиналось именно с того, что воин начинал грызть край щита [Исландские саги, 1956, с. 763]) и шлемом.

Сатибарзан, сатрап Арейи, восставший против Александра Македонского, перед поединком с македонским военачальником Эригием демонстративно отказался надеть шлем (Курций Руф I, III, 6), аналогичная история, несколько более раннего времени, произошла с Киром Младшим (при этом описавший ее Ксенофонт добавляет, что «говорят, будто и другие персы отваживаются сражаться с непокрытой головой» (Анабасис I, VIII, 6).

Проще всего объясняются изображения воинов на греческих и италийских вазах. Разумеется, с обнаженными фаллосами греческие гоплиты в атаку не ходили, тем более что именно в это время — в VI в. до н. э. греки применяли специальную деталь доспеха — «митрэ» — полудиско-видную бронзовую пластину, прикреплявшуюся спереди к подолу кирасы и защищавшую как раз низ живота [Buchholz, е. а., 1977, с. 127—131]. Более того, одно из древнейших защитных приспособлений, известных нам, в Египте IV тысячелетия до н. э. (табл. I, 4) прикрывает именно гениталии. Подобная же картина предстает перед нами и по данным этнографии.

Следовательно, отмеченный элемент античной вазописи отражает отнюдь не боевую практику, но символизирует мужественность изображенных воинов. В отношении обнажения галльских воинов, если судить по аналогии с бьерсеркерами, это практиковалось, скорее всего, очень небольшим числом воинов, идущих в бой, разумеется, в первых рядах.

Смысл этой акции не столько в демонстрации презрения к врагу и в показе собственной храбрости, что должно было напугать противника (хотя этот аспект, несомненно, присутствовал и с течением времени мог начать превалировать), сколько в том, видимо, что воин, идущий в бой обнаженным, являл собой жертву, которая должна была обеспечить победу и, далее, процветание родного коллектива.

Это тем более понятно, что человеческие жертвоприношения являлись неотъемлемой частью религиозной практики древних кельтов и германцев [Тацит, т. I, с. 369; Berg, Rolle, Seeman, 1981, с. 91—93]; в самые ответственные моменты (а бой, несомненно, являлся таковым) жертвовать собой должны были лучшие мужи (в годы народных бедствий в жертву приносили лучшего из лучших—конунга [Гуревич, 1972, с. 30]).

Возврат к списку

Комплекс защитного вооружения

К комплексу защитного вооружения, другими словами — к доспеху, относятся панцири, защитные детали, не составляющие единое целое с панцирем и носимые отдельно,— пекторали, поножи, наручи, пояса, набедренники, набрюшники, шлемы, щиты. Полный набор видов оборонительного вооружения встречается далеко не везде и не всегда; еще более редко воин применял в бою весь комплекс доспехов.

Известны также случаи принципиального отказа от использования имеющихся доспехов в бою, обнажения наиболее уязвимой части или всего тела. Так, галлы, бросаясь в атаку, раздевались донага (правда, при этом они пользовались щитами, шлемами и, скорее всего, оставляли на себе портупейные, нередко металлические, пояса с ножнами мечей) [Connolly, 1978, с. 51; Warry, 1980, с. 165].

На архаической греческой и италийской вазописи и пластике можно увидеть ряды тяжеловооруженных гоплитов, чьи рубахи спереди приподняты и обнажены фаллосы [Boardman, 1974, рис. 57; 62, 2; 67; 98; Stary, 1981, табл. 1; 2, 2; 10, 1, 35; 11, 2; 23, 2; 24, 2; 58, 1; 60, 2—4].

Наконец, скандинавские «боевые безумцы» эпохи викингов — знаменитые бьерсеркеры шли в бой только в рубахе, никогда не одевая кольчугу, но при этом пользовались щитом (обязательно, так как наступление состояния боевого безумия начиналось именно с того, что воин начинал грызть край щита [Исландские саги, 1956, с. 763]) и шлемом.

Сатибарзан, сатрап Арейи, восставший против Александра Македонского, перед поединком с македонским военачальником Эригием демонстративно отказался надеть шлем (Курций Руф I, III, 6), аналогичная история, несколько более раннего времени, произошла с Киром Младшим (при этом описавший ее Ксенофонт добавляет, что «говорят, будто и другие персы отваживаются сражаться с непокрытой головой» (Анабасис I, VIII, 6).

Проще всего объясняются изображения воинов на греческих и италийских вазах. Разумеется, с обнаженными фаллосами греческие гоплиты в атаку не ходили, тем более что именно в это время — в VI в. до н. э. греки применяли специальную деталь доспеха — «митрэ» — полудиско-видную бронзовую пластину, прикреплявшуюся спереди к подолу кирасы и защищавшую как раз низ живота [Buchholz, е. а., 1977, с. 127—131]. Более того, одно из древнейших защитных приспособлений, известных нам, в Египте IV тысячелетия до н. э. (табл. I, 4) прикрывает именно гениталии. Подобная же картина предстает перед нами и по данным этнографии.

Следовательно, отмеченный элемент античной вазописи отражает отнюдь не боевую практику, но символизирует мужественность изображенных воинов. В отношении обнажения галльских воинов, если судить по аналогии с бьерсеркерами, это практиковалось, скорее всего, очень небольшим числом воинов, идущих в бой, разумеется, в первых рядах.

Смысл этой акции не столько в демонстрации презрения к врагу и в показе собственной храбрости, что должно было напугать противника (хотя этот аспект, несомненно, присутствовал и с течением времени мог начать превалировать), сколько в том, видимо, что воин, идущий в бой обнаженным, являл собой жертву, которая должна была обеспечить победу и, далее, процветание родного коллектива.

Это тем более понятно, что человеческие жертвоприношения являлись неотъемлемой частью религиозной практики древних кельтов и германцев [Тацит, т. I, с. 369; Berg, Rolle, Seeman, 1981, с. 91—93]; в самые ответственные моменты (а бой, несомненно, являлся таковым) жертвовать собой должны были лучшие мужи (в годы народных бедствий в жертву приносили лучшего из лучших—конунга [Гуревич, 1972, с. 30]).

Возврат к списку


Екатеринбург, Космонавтов, дом 11г, компания "Арбалетлэнд". тел.: (343) 219-21-68   Карта сайта