Индийское и восточное оружие

Когда Дели был столицей империи Великих Моголов, его власть простиралась за пределы Пенджаба — на Кашмир, Афганистан, Белуджистан и Синд, и потому оружие этих стран вполне могло быть заимствовано индийцами. В этот период императорский двор в Дели привлекал для работы лучших ремесленников Индии и Персии. В столице изготовлялись великолепные образцы оружия, инкрустированного золотом, серебром и драгоценными камнями. Знаменитые хорасанские клинки получали индийскую оправу, а влияние персидского искусства распространилось на весь северо-запад Индии.

Сикхи — последняя военная сила в Индии, с которой пришлось столкнуться нашему оружию. Можно также утверждать, что изо всех индийских народов они обладают самой совершенной военной организацией. Они первые по достоинству оценили европейский опыт и усвоили основы воинской дисциплины. Однако главным своим победам они обязаны полувоенной-полурелигиозной системе, которая была создана Нанак-шахом (1469— 1539) и его преемниками-гуру. Своим возвышением сикхи также обязаны Говинду, десятому и последнему их гуру. Во время правления Аурангзеба, когда сикхов стали преследовать как неверных, Говинд преобразовал эту секту в антимусульманское военно-религиозное сообщество — хальсу. Гуру Говинд был убит и после смерти превратился в символ новой религии, а ее главными адептами стали Акали — «бессмертные», или «воины бога». Вместо аскетического образа жизни, присущего большинству индуистских сект, они должны были оставить свои дома и с оружием в руках защищать свою веру.

После смерти Аурангзеба могущество сикхов значительно возросло, и хотя в начале XVIII столетия в годы правления Фаррук Сийяра они были почти полностью истреблены, однако смогли сохранить свою страну не только при слабых императорах династии Моголов, но и после 1748 года, когда Пенджаб перешел под власть свирепого афганского вождя Ахмад-шаха Абдали, победившего маратхов в битве при Панипате. Они укрепились в мелких изолированных фортах, под защитой которых постоянно досаждали правителям Лахора и Сирхинда.

В 1762 году сикхи провели свой первый общий совет сарбат халса в Амритсаре, но Ахмад-шах возвратился в Индию и в отместку за поражение своих военачальников разрушил и осквернил священный храм сикхов в Амритсаре.

Под его натиском повстанцы бежали в пустыню в окрестностях Раджпутаны, но, когда в 1764 году Ахмад-шах отбыл на родину, возвратились обратно. Тогда он снова вернулся к Сатледжу, и снова сикхи были рассеяны его армией. Но в конце концов Ахмад-шах был вынужден оставить сикхам Пенджаб и Сирхинд, хотя номинально все еще сохранял суверенитет над этими областями.

В тот период у сикхов не было единого правителя, существовало двенадцать содружеств, называвшихся «миса-лями». Каждое из них действовало согласно своим интересам и образу мыслей.

Сикхское войско
«Сикхский воин, пишет капитан Манди1, — одет в короткие штаны до колен, хлопковую или шелковую стеганую тунику, на его голове возвышается красный тюрбан, а вокруг талии обернут кушак такого же цвета. Вооружен он копьем или мечом, а также щитом из черной буйволиной шкуры, обитым медью». Но их особое оружие, которого нет ни у одной другой секты, — это метательное кольцо.

Власть маратхов
Маратхи удерживали свою власть над сикхами, пока не были побеждены англичанами под командованием генерала Лейка. В 1799 году Ранджит Сингх принял титул раджи. В 1809 году он подписал соглашение с англичанами, которые определили территорию, находившуюся под властью сикхских вождей к югу от Сатледжа, однако это не коснулось границ сикхских государств к северу от него.

Оружие Пенджаба
Дважды в году во время больших праздников — Байсахи в апреле и Девали в октябре — сикхи собирались на гурумата, или общий совет, на котором обсуждались все будущие предприятия и, в зависимости от их важности, привлекались силы всего братства или только одного или нескольких сообществ.

Строение войска
Принца мусульман Декана и Майсура, сидящего в башне на спине слона, обычно окружали копьеносцы. Когда процессия приближалась к городам, деревням или замкам, вперед высылали знаменосцев с красными флажками, на которых серебром были вышиты языки пламени, и их появление означало, что воинам входить туда запрещено. Однако местные власти были обязаны снабжать армию всем необходимым.

Оружие мусульман Декана и Майсура
Большинство типов вооружения этой группы можно проследить еще со времен Гайдера Али и его преемника, военное могущество которых оказало влияние на весь ход событий в Майсуре и Южной Индии. Они старались приобрести лучшее оружие и для достижения своих целей охотно использовали европейские новинки. Султан Тип-пу в основном полагался на артиллерию и мушкеты. Принадлежавшие ему мастерские («тара мандал») располагались в Серингапатаме, Бангалоре, Читалдруге и Нагаре. Со своим посольством в Константинополь он отправил в дар султану мушкеты, ракеты, дорогие ткани и драгоценности. Султан в ответ послал ему в подарок великолепный меч и украшенный драгоценностями щит.

Жизненный уклад маратхов
Жизнь маратхов в полевых условиях так описывает автор «Писем из лагеря маратхов, 1813 год»: «В лагере маратхов не было и малейшего намека на какой-либо порядок. Воины, лошади, верблюды, волы — все было смешано в единую массу. Главная часть войска называется у них «бара лашкар», и когда она строится, то растягивается на много сотен ярдов в ширину от фланга до фланга и на несколько миль в длину от авангарда до тыла. Вожди располагаются по флангам и порой находятся друг от друга на расстоянии трех-четырех миль.

Оружие маратхов
В этой группе представлено вооружение маратхов, которые внесли значительный вклад в развитие оружейного дела Центральной и Южной Индии. Жажда наживы и приключений объединила в их армии представителей всех существовавших в Индии каст. По утверждению графа Бьернстерна1, маратхи сами о себе говорят, что трон их правителя находится на спине коня, их скипетр — меч, а их страна — любая, которую они смогут завоевать. Все их привычки и обычаи отражают эту двойную суть воинов и разбойников. Отправляясь на войну, маратх отрезает кончик уха и окропляет кровью свою лошадь. Этот ритуал наглядно характеризует его образ жизни. Серебряный браслет на ноге лошади служит у маратхов знаком того, что всадник должен либо победить, либо умереть. Этот обычай ввел Конеир Тримбук Екбутэ, один из их вождей, получивший прозвище «факрай» («герой»).

Оружие жителей Бенгалии
Обращаясь к арийским народам Центральной Индии, стоит кратко упомянуть о жителях Бенгалии и Ориссы, чье оружие почти не представлено в музее. Бенгальцы — слабый, невоинственный народ. Хотя весьма значительную их часть составляют мусульмане, они являются потомками тех, кто принял веру, но не воинственный дух своих завоевателей. К востоку от них живут ассамцы, сохраняющие ту же религию и говорящие на родственном бенгальцам языке. К западу лежит Бихар, который населяют чистые арии, а на юге живут орья, полуарийский народ, заселивший Ориссу и Каттак.

Отряды боевых монахов
Существовал также особый отряд боевых монахов би-шансвами, состоявший из 700 пеших и 300 конных воинов и имевший на вооружении ракеты («банны») — очень древнее индийское оружие, упоминания о котором появляются задолго до изобретения пороха в Европе.

Щит раджпутов
Щит у раджпутов считается единственной достойной вещью, на которой можно подносить дары. Когда у правителя раджпутов собираются гости, то платки, шарфы, драгоценности и т. п. всегда подносят им на щитах.

Отношение к оружию у раджпутов
Среди раджпутов нет ни одного принца или правителя, который не имел бы собственного силлех-кхана, или арсенала, где он часами рассматривает и чистит свое оружие. Вожди живут в укреплениях, имея в своем распоряжении по нескольку сотен всадников. Их одежда называется «савант», и в качестве отличия они носят вокруг талии пояс с маленькими медными колокольчиками. Они никогда не идут в бой без доспехов.

Раджпуты
Распространение оружия различных арийских народов, с которым мы сейчас ознакомимся, не ограничено узкими географическими рамками, как это характерно для вооружения некоторых неарийских народов. Вполне естественно, что оружие доминирующей расы используется на большей части территории Индии, хотя оно и подверглось более или менее значительным изменениям со стороны многочисленных потомков мусульманских завоевателей, наводнивших Индию.

Оружие Непала
В оружии этой группы заметна связь между туранским и арийским его типами. Непальцы, гуркхи и парбатии — это смешанные народности с примесью туранской крови, чему они обязаны раджпутам, переселявшимся сюда в XIV столетии. Некоторая часть непальцев, например не-вары, являются буддистами, другие, в основном потомки арийских поселенцев, исповедуют индуизм. О происхождении этого народа красноречиво говорит их оружие, одна часть которого чисто арийского происхождения, а другая представляет собой более варварский тип.

Прямые мечи малайцев
Малайцы используют прямые мечи, нож — разновидность «дао» — и еще нескольких видов ножей, а также «крис», который лучше подходит для поединков, чем для войны. Рукояти и ножны у яванского «криса» более простые, чем у «крисов» Бали и Мадуры. Поскольку железо на Яве в дефиците и, следовательно, стоит очень дорого, его использовали исключительно для изготовления «крисов», которые у каждого племени имеют свою особую форму.

Оружие жителей Малайского полуострова и индийского архипелага
Прародиной малайцев, по всей видимости, был остров Суматра. В конце XII — начале XIII века они колонизовали Сингапур, где преобладала буддийская религия. Королевство Малакка возникло в конце XIV столетия, когда ее правитель принял мусульманство и стал распространять эту религию среди малайцев, которые прежде, за небольшим исключением, были приверженцами брахманизма. В 1511 году Малакка была завоевана португальцами, захватившими в качестве добычи 3000 из 5000 мушкетов, которые были доставлены с Явы.

Оружие Сиама
Оружие Сиама не представлено в этой коллекции, но у него много общего с оружием британской части Бирмы, которая включает в себя и часть королевства Сиам. Британские владения соприкасаются с Сиамом в районе Лигора и Малаккского полуострова, на который сиамцы предъявляют права и несколько раз вторгались в эту область. Сиамцы в ходе первой бирманской войны предлагали свою помощь британцам, желая истребить как можно больше бирманцев.

Бирманская война
В ходе бирманской войны, уже подробно описанной в исторических трудах, бирманцы следовали своей обычной тактике. Когда английские войска смогли преодолеть их укрепления в виде частокола высотой около 8 футов, разгорелось жестокое сражение. Доведенные до отчаяния сплошным огнем из мушкетов, бирманцы яростно бросались на штыки наших солдат с копьями и мушкетами в руках и продолжали сражаться, пока у них не угасла всякая надежда на успех.


Екатеринбург, Космонавтов, дом 11г, компания "Арбалетлэнд". тел.: (343) 219-21-68   Карта сайта